• +7 (999) 038 7275
  • hello@konveier.com
  • Пон - ВС: 10:30 - 21:00

Интегратор продуктов Битрикс

70+ реализованных проектов

5 успешных лет на рынке

От чат-ботов к разговорному искусственному интеллекту

Разработка умных голосовых ассистентов для бизнеса связана с использованием новых инструментов. Значительная часть навыков таких чатботов создается на сторонних NLU-платформах. Говорящие девайсы и ассистенты – наиболее интересная и перспективная область применения технологий разговорного AI.

Это – прямая точка контакта бизнеса и конечного потребителя. Спрос на подобные технологии увеличивается с каждым годом, и Россия – не исключение. Alexa от Amazon, Google Assistant от Google, Siri от Apple, Cortana от Microsoft – все они умело определяют намерения пользователей и четко исполняют команды.

Весной 2018 года «Яндекс» открыл бизнесу доступ к «умному» ассистенту «Алиса», через которую можно теперь обращаться к компаниям со смартфона или «Яндекс.Станции». В конце июля «Google Ассистент» стал доступен и русскоязычным пользователям: российские компании теперь могут разрабатывать свои приложения для общения с клиентами через помощника от Google.

Сейчас Яндекс формирует вокруг Алисы целую экосистему навыков, открыв бета-версию Яндекс.Диалогов для сторонних разработчиков. При этом рынок виртуальных ассистентов интересен не только пользователеям устройств, он имеет все шансы занять часть рынка автоматизации саппорта для бизнеса.

Рождается новый рынок, на котором бренды будут бороться за внимание клиентов. Компании, которые первыми интегрируются с голосовыми ассистентами, получат шанс стать новыми главными помощниками клиентов. И первые примеры уже есть.

«Алиса» помогает клиентам компаний «Утконос», «Папа Джонс», McDonald’s, S7 Airlines получать необходимую информацию и заказывать услуги. Чтобы научить голосового ассистента ориентироваться в услугах бизнеса, нужны специальные разговорные навыки, которые создают разработчики. Каждый навык — «умный» разговорный бот, которого используют в качестве службы поддержки, отдела бронирования или интерактивного магазина.

[INSERT_ELEMENTOR id=”7604″]

Рынок чат-ботов перешёл в стадию гонки технологий и измерения эффективности инструмента. Понятие «чат-бота» заменяется более масштабным и полноценным – теперь это разговорный искусственный интеллект (Conversational AI). Компании применяют его для общения с клиентами на сайтах, в мессенджерах, мобильных приложениях и умных устройствах.

За «разговорностью» стоят технологии распознавания и синтеза речи, технология понимания естественного языка, алгоритмы машинного обучения. Компания Just AI разрабатывает конструктор разговорных ботов Aimylogic. В нём можно собрать «умного» ассистента, который понимает живой язык и использует алгоритмы машинного обучения.

Иллюзия понимания

Чтобы «понять» речь, чат-бот сопоставляет сказанное с фразами большого числа других людей, на которых бот обучался. Он находит сходства с образцами фраз, определяет тему вопроса и выполняет запрограммированное на этот тип вопроса действие.

У человека возникает иллюзия, что бот его понимает: он действует логично, реагирует, как человек, и поддерживает беседу. Современные разговорные ассистенты демонстрируют высокий уровень понимания человека и точности ответов, когда стоит тривиальная задача и установлена тема беседы: бронирование билетов, поиск вакансии, заказ пиццы.

«Умный» ассистент должен верно преобразовывать звуки в слова, понимать смысл вопроса, учитывать контекст беседы и отвечать адекватно контексту. Все это — комплекс речевых технологий и технологий понимания естественного языка (NLU). Обучение бота делится на несколько этапов.

Обучение пониманию речи и текста

На этом этапе машина только распознает признаки звука или его цифровые характеристики. Нужно определить и интерпретировать эти характеристики так, чтобы на выходе получилось то, что сказал человек. Чат-бот использует языковую и акустическую модели. Они предварительно обучаются на огромном объёме данных, накапливают опыт.

Акустическая модель в реальном времени переводит звук в цифровой формат, нарезает на множество микро-отрезков и относит каждый отрезок к определённой части слова. Таких соотношений много: языковая модель выстраивает последовательность, не путая похожие по звучанию части слов и целые слова. Она учитывает, с какой частотой соседствуют звуки.

Работа со смыслом: технология Natural Language Understanding

Фраза пользователя переведена в текст, но её смысл и желание клиента не определены. «Умный» ассистент начинает действовать как человек — соотносит фразу с образцами, на которых учился, и находит наиболее подходящие по смыслу. Он мыслит классами, соотнося новый запрос с одним из них. А классы формируются в зависимости от сферы применения бота: банковские услуги, оформление заказов, консультации по грузоперевозкам.

Например, в класс «забронировать номер» попадут фразы «хочу оформить бронь», «как заказать», «условия бронирования» и нестандартные, вида «забронировать как». Постепенно происходит обучение бота, и он может самостоятельно определять близкие по смыслу запросы в этот класс.

Работа с контекстом

Технология внутри чат-бота должна учитывать контекст беседы. К примеру, вопрос «как будет “забронировать номер” по-английски?» можно распознать и как бронирование номера, и как запрос к переводчику.

Основная технология современных ботов — понимание естественного языка (NLU). Она позволяет машине понимать пользователей и запускать нужные параметры для обработки запросов. Для этого нужны все технологические решения, связанные с обработкой естественного языка.

К ним относится подход к обработке (rule-based, статистический, гибридный), технологии распознавания и синтеза речи, технологии внедрения чат-бота в бизнес-процессы компании (облачные или локальные). Это огромный и очень перспективный рынок, которому эксперты прогнозируют рост до $16 млрд к 2021 году.

Различаются и технологии обучения чат-ботов. Самыми конкурентоспособными на рынке стали технологии машинного обучения по принципу нейросетей, когда чат-бота обучают на выборках ответов. Ему показывают примеры фраз клиентов, а он учится помещать такие фразы и схожие с ними по смыслу в нужный класс. Чем эффективнее алгоритм, тем меньше примеров нужно, чтобы обучить бота.

Чатботу помогают лингвисты, которые формулируют правила, по которым чат-бот учится понимать смысл сказанного, а не просто ищет «ключи» в тексте. Эти специалисты умеют программировать и пишут сценарий поведения бота на специальном языке. В компании Just AI, которая занимается разработкой «умных» ботов, позиция программиста ботов называется «лингвист-разработчик». Такие специалисты учат ботов понимать числительные, написанные текстом, распознавать смысл фразы с опечатками, сленгом или неточным порядком слов. Лингвист учит чат-бота понимать местоимения, синонимы, числительные, описывая правила на языке Just AI DSL

 

Чат-бот на 80% состоит из готовых ответов, которыми его наполнили. Без примеров ни одна нейросеть не сможет полноценно понимать запросы, а хорошо написанный программный код не способен продать клиенту товар или оформить возврат в магазин. Всё решает полезный контент. Чем лучше компания знает своих клиентов, чем больше информации сможет предоставить об их запросах, тем умнее будет бот.

Разработчики должны учитывать каждую мелочь в работе с контентом: каждый запрос должен обрабатываться верно, извлекая и предоставляя нужные данные. Способы обучения чат-бота тоже должны быть просты: вопросы клиентов меняются постоянно, и бот не должен терять своей актуальности. Благодаря искусственному интеллекту бот будет обучаться и понимать запросы точнее. С каждым новым обращением он становится умнее и полезнее.

ПОДЕЛИТСЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *